Появились вопросы? Звоните: Пн-Вс - 10:00-19:00
Появились вопросы? Звоните: Пн-Вс - 10:00-19:00
Для получения инициативы или иного преимущества крайне важно, чтобы в дебюте легкие фигуры заняли поля, откуда они могут воздействовать на центр. Детям, однако, нелегко усвоить идею гармонического развития.
Для получения инициативы или иного преимущества крайне важно, чтобы в дебюте легкие фигуры заняли поля, откуда они могут воздействовать на центр. Детям, однако, нелегко усвоить идею гармонического развития.
Они торопятся начать агрессивные действия и пользуются любой возможностью создать угрозы королю, не думая ни о логике, ни о последовательности развития. Неважно, что угрозы наивны и легко отразимы. Раз фигура уже выведена, то почему бы сразу же не бросить ее в бой? И вот начинается бесцельное передвижение одной или двух фигур по доске, что приводит к отсталости в развитии. Вместо того чтобы гармонично расположить силы, дети предпочитают сделать одной и той же фигурой несколько ходов, тем самым нарушая один из основных законов дебюта: в начале партии каждая фигура должна сделать только один ход и не мешать выводу других фигур.
Запомнить такое правило, разумеется, несложно. Но по-настоящему дети усваивают его, только когда на практике убеждаются в его справедливости. И тогда они не просто выучивают ходы в дебюте, а делают их вполне сознательно.
Начинающие шахматисты оценивают позицию, прежде всего исходя из материального соотношения сил. Такие факторы, как преимущество в пространстве и времени, и даже плохое расположение короля, не принимаются ими во внимание. Вызвано это неумением реализовать непостоянные факторы, в то время как лишний ферзь, естественно, рассматривается как серьезный залог близкой победы.
Между тем сама сущность шахмат находится в полном противоречии с таким примитивным методом игры — на истребление. Наибольшее творческое удовольствие доставляет победа, одержанная при помощи комбинационной игры с жертвами, когда несколько оставшихся фигур, очутившись лицом к лицу с превосходящими силами противника, матуют неприятельского короля.
В этом случае вступают в столкновение основные критерии, которые дают возможность оценить позицию: материя, время, пространство в их шахматном выражении.
С одной стороны, материальное преимущество, которое неизбежно решит исход партии, если удастся отбить атаку. С другой — преимущество во времени (развитии) и пространстве, которое нужно использовать быстро и энергично, пока оно не улетучилось.
Ускользающую инициативу нередко приходится поддерживать все новыми материальными жертвами, и делать это нужно решительно и смело, ибо возврата уже нет. Мосты сожжены в тот момент, когда в жертву приносится первая пешка или фигура.
Обучая маленьких шахматистов, всегда надо учитывать одно обстоятельство: указания тренера дети, для которых педагог — высший авторитет, принимают обычно безоговорочно. В принципе это не только допустимо, но и до поры до времени целесообразно. Очень важно лишь, чтобы первоначальные знания не превратились в догму, которой слепо следуют, не учитывая конкретных особенностей позиции. Иными словами, твердо усвоив правила, дети должны столь же твердо знать, что возможны исключения из них и что все зависит от реальной обстановки на доске.