Появились вопросы? Звоните: Пн-Вс - 10:00-19:00
Появились вопросы? Звоните: Пн-Вс - 10:00-19:00
Мастер и гроссмейстер по шахматам – самые высокие звания в шахматной лестнице
Мастер и гроссмейстер по шахматам – самые высокие звания в шахматной лестнице
Шахматисты, достигшие звания гроссмейстера - профессионалы в своем деле. Они участвуют в шахматных соревнованиях, дают сеансы одновременной игры, играют вслепую, участвуют в различных шахматных мероприятиях и активно пропогандируют интеллектуальную игру.
Настала пора выяснить, чем же он превосходит своих коллег? Попытаемся понять, как мыслит гроссмейстер по шахматам в партии, чем руководствуется при принятии решений.
В какой момент партии гроссмейстер делает анализ и оценку позиции; в каких позициях нужно уделять внимание анализу, оценке, а когда можно, не делая глубоких выводов, ограничиться «легким» обозрением?
Как хорошая, добросовестная хозяйка генеральную уборку дома делает несколько раз в году, лишь перед большими праздниками, так и гроссмейстер в своем шахматном «хозяйстве» — мы имеем в виду расположение фигур и пешек на шахматной доске — проводит «генеральную уборку» всего несколько раз в течение партии. А уж между ними ограничивается «каждоходным» обозрением позиции, быстрым анализом и краткой оценкой.
В какие узловые моменты шахматной партии делается такой анализ? Прежде всего, конечно, в момент окончания дебюта и перехода в миттельшпиль. Когда разыгран теоретический вариант или когда фигуры выведены с первоначальных полей на лучшие позиции не по указанию учебника, а по нашему собственному усмотрению, самое время произвести первую оценку позиции, основанную на глубоком анализе.
Именно здесь мастера шахмат тратят много времени, так как этот момент очень важный, определяющий ход всей будущей борьбы и в какой-то мере предопределяющий исход поединка. Можно рекомендовать именно в это время просмотреть всю позицию с точки зрения наличия перечисленных нами элементов и их влияния на ход битвы.
Первый, главный вопрос, на который нужно ответить при такой оценке: кто из противников стоит лучше? Ведь имеющий лучшую позицию должен будет атаковать, а тот, у кого позиция хуже, вести защиту, «хотеть» обороняться. Значит, первая генеральная оценка, основанная на подробнейшем анализе позиции, предрешает весь ход дальнейшей битвы, давая одному гроссмейстеру право наступать, другого вынуждая к обороне.
Ответив на главный вопрос, гроссмейстер обязан будет также ответить и на другой, не менее существенный: в каком месте позиции расположен самый слабый пункт, самое уязвимое место, независимо от того, находится ли эта слабость в вашей позиции или в расположении противника. Подобная дополнительная информация необходима для определения главного направления будущих атак. Мы ведь знаем первое правило Стейница — атаковать нужно самый слабый пункт в лагере неприятеля. Ну а если тебе суждено защищаться, ты обязан заранее приготовиться к обороне тоже самого слабого места.
Определив, кто из играющих имеет перевес, гроссмейстер по шахматам затем начинает составлять план своих операций на период ближайших ходов. Разрешив две общие задачи, гроссмейстер обычно начинает расчет конкретных ходов и коротких вариантов. В сравнительно редких случаях остротактических позиций он вынуждается к расчету посложнее. Перебирая варианты, играющий вместе с тем производит «каждоходную» оценку, равно как и краткий анализ изменяющейся позиции. Это не столь сложный и не такой большой по объему и затрате времени анализ. Он легче, чем генеральная оценка, сделанная в критический момент партии; но тоже обязателен, ибо является неизменным спутником всех мыслей мастера по шахматам на протяжении партии.