Тренер по шахматам - принципы работы и выбора - школа Лабиринты шахмат

«Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого при желании можно научиться». Народная мудрость.

«Учитель не тот, кто учит, а тот, у кого при желании можно научиться». 
Народная мудрость.


Каждый из тех, кто избрал поприще шахматной педагогики, должен обладать высокой педагогической и психологической культурой, а также знанием и опытом шахматиста, доступного ему уровня развития. 
Каждый тренер по шахматам должен стремиться сочетать в себе триединство педагога, психолога и психотерапевта. 
Что же образует эту емкую составляющую профессионализма и мудрости?

Тренеру по шахматам необходимо:

  1. Знать и понимать свой предмет намного лучше, чем его ученикам.
  2. Обладать сенситивностью - умением предвосхищать действия окружающих на основе знания человеческих взаимоотношений с учетом чувствительности (умения угадывать мысли, чувства, поведение, реакции) и состояния внутреннего мира окружающих.

Какими путями самосовершенствования нужно идти тренеру по шахматам (в порядке их значимости), для завоевания авторитета в процессе учебно-тренировочных занятий:

  1. Любить детей и искренне желать передать им свой опыт и знания;
  2. Влюблять детей в содержание шахматной игры в процессе саморазвития посредством шахмат;
  3. Уметь образно и доступно для понимания ребенка излагать свои мысли. Предлагая учебный материал, получать от ребенка обратную связь, дарить шахматы детям;
  4. Вести диалог доброжелательно и терпеливо на основе высокой общей культуры и эрудиции;
  5. Постоянно совершенствовать свои знания и углублять их по своему профилю. Обязательно добиваться роста своего профессионального мастерства.

Существуют личностные и условные качества, противопоказанные тренеру по шахматам:

  • Высокомерие,
  • Недоброжелательность,
  • Грубость,
  • Самовлюбленность,
  • Лень и неорганизованность.

Постоянное самосовершенствование тренера с учетом последних достижений шахматной педагогики включают работу над четырьмя блоками:

  • Личностные свойства;
  • Конструктивные и познавательные способности;
  • Коммуникативные и организаторские способности;
  • Рефлексивные способности.

Самое страшное для учебно-тренировочного процесса - безразличие!

«... Настоящая тренировка начинается с того момента, когда вспыхивает мысль ученика, когда его голова работает в указанном направлении, выходя за рамки известного. Когда начинается общение «тренер - ученик!»