Появились вопросы? Звоните: Пн-Вс - 10:00-19:00
Появились вопросы? Звоните: Пн-Вс - 10:00-19:00
Трудно ли научиться играть в шахматы? Смотря как играть! Шахматы для детей привлекательны своей кажущейся простотой. Изучив основные правила, познакомившись с элементарными понятиями, они лихо передвигают фигуры, уверенные в том, что уже умеют играть.
Трудно ли научиться играть в шахматы? Смотря как играть!
Шахматы для детей привлекательны своей кажущейся простотой. Изучив основные правила, познакомившись с элементарными понятиями, они лихо передвигают фигуры, уверенные в том, что уже умеют играть.
И если проигрывают, то абсолютно убеждены в случайности поражения, в том, что, если бы не «зевок» или просчет, они спасли бы партию. Доказать им, что дело не только в конкретной ошибке, а в неправильном плане игры, в недостатках их позиции, почти невозможно. Они не поймут вас.
Квалифицированным шахматистам импонирует сложность шахмат. Их класс позволяет им проникать в глубины позиции, оценивать тонкие замыслы, находить интересные решения. Для них шахматы неисчерпаемы.
Так что же все-таки нужно, чтобы играть хорошо?
Как минимум три условия— знание, умение и понимание.
Квалификация шахматиста предполагает определенный уровень знаний — дебютных вариантов, типовых комбинаций, методов ведения атаки и защиты, законов эндшпиля и т. д. И совершенствованию шахматной эрудиции границ нет. Очень важно внушить детям мысль, что, если они хотят играть всерьез, изучать шахматы надо всю жизнь.
Но одной эрудиции недостаточно. Нужно еще уметь ее применять — уметь считать на много ходов вперед, уметь реализовывать преимущество и спасать тяжелые позиции. Всему этому, разумеется, можно научиться, так же как не делать «зевков», экономно расходовать время.
Пожалуй, самое сложное то, что связано с пониманием игры. От наивного детского восприятия до подлинной оценки позиции — дистанция огромного размера.
Дети любят комбинировать, охотно идут на острую игру, богатую тактическими возможностями. Они счастливы, когда удается «пересчитать» противника, запутавшегося в осложнениях. А в то же время они бывают совершенно беспомощны в ситуациях, когда отсутствуют форсированные продолжения, когда необходимо наметить четкий план действий или провести тонкие маневры. Стратегическое искусство для них — за семью печатями. Постичь его нелегко — оно приходит с опытом. И все же элементам шахматной стратегии надо обучать уже на раннем этапе, прививая вкус не только к комбинационной, но и к позиционной игре (которая детям чаще всего кажется скучной и пресной).
Какими же шахматными понятиями они должны овладеть?