Учимся шахматам вместе

Шахматная книга для новичков

Шахматная книга для новичков


Оглавление
1.    Первое знакомство с шахматным королевством.  
2.    Волшебная доска.    
3.    Шахматная нотация 
4.    Начальное положение фигур
5.    Ладья.    
6.    Слон    
7.    Ферзь  
8.    Конь    
9.    Король
10.    Пешка
11.    Ход пешки, взятие. Взятие на проходе

1.    Первое знакомство с шахматным королевством.
Для первоначального знакомства с шахматными фигурами создается атмосфера сказки на занятии. Каждый ребенок сидит за шахматной доской. Тренер рассказы¬вает об удивительном мире шахмат.
  Перед показом шахматных фигур педагог объясняет детям, что в шахматы играют особыми фигурами — шахматными. На шахмат¬ной доске сражаются две армии шах-матных фигур. Черное королевство воюет с бе¬лым. Все боевые действия между белой и черной армиями проходят на шахматной доске. Белых и черных полей на доске поровну — ровно по 32 — и они во всем равно¬правны, так же как и фигуры в белой и черной армиях. 
С одной стороны доски наступает армия белых фигур (в дальнейшем мы ее будем обозначать кратко: белые), с другой — черных (их кратко обозначим: черные).
Один из играющих руководит армией белых фигур, а другой партнер руководит армией черных фигур. Противники сидят друг против друга, а доска с расставленными на ней фигурами располагается между ними. 
Каждая отдельная игра называется шахматной партией.
 
У каждой армии в начале игры имеется по шест¬надцать фигур: по одному королю, по одному ферзю, по две ладьи, по два коня, по два слона и по восемь пешек  (после названия фигур приведены их печатные изображения).
Ў  Ј  ¦  Ґ  ¤ §
Самый главный в войске — король. Носит на своей голове ост¬роконечную нашлепку (корону) — острую, как пика. Рядом с ним его охрана — ладьи, слоны, кони, пешки. 
Самая сильная фигура, самое близкое к королю лицо — конечно же, королева. Вместо пики носит на голове неболь¬шой круглый шарик.
В русском языке «королева» на¬зывается ферзем, поэтому «английский» путь рассказа об этой фигуре (queen) не прохо¬дит. Однако на первых порах можно упомянуть это называние и, несмотря ни на что, повести рассказ об «английской короле¬ве» - это поможет детям легче запомнить фигуру.
Королева стоит рядом с коро¬лем, готова помогать ему во всем в предстоящем сражении. Вы об¬ратили внимание, на поле какого цвета стоит королева? 
Шахматная ладья напоминает кре¬постную башню. Ладей — всего 4, 2 белые и 2 черные. Если поставить две белые ладьи и две черные по своим местам — каждую в свой угол доски, туда, где им положено быть, то в са¬мом деле увидим, будто шахматную доску окружает крепостная стена, а по углам застыли сторожевые башни.
Ближе всех к королевской чете находятся слоны. Слон шахматный — без ушей и хобота, даже не напоминает слона настоящего. Зато очень похож на пешку! Будто пешка потихоньку росла-росла и вот выросла. Слонов, так же как и ладей — 4,2 белых и 2 черных.
Зато шахматный конь вполне похож на настоящего, даже грива есть. Коней так же, как и ладей и слонов - 4: 2-белых и 2-черных. Они привыкли к сраже¬ниям, к опасности и готовы по зо¬ву боевой трубы ринуться в пучину боя. 
Каждое войско прикрывает ряд пешек.  Их по восемь с каждой стороны: 8 белых и 8 черных. Пешки — это пехотинцы, солдаты своего короля. Они пер¬выми вступают в сражение и зна¬ют только команду «вперед». Од¬нако судьба некоторых из них складывается самым неожидан¬ным сказочным образом... Об этом мы будем говорить на следующих уроках, а пока попробуем еще раз расставить начальную позицию на своих досках.
Итак, ставим на доску: две ла¬дьи, два коня, два слона, короля и королеву (вы не забыли, что коро¬лева любит свой цвет?) и стоящие в ряд восемь пешек.
Подсчитаем: в каждом войске сражается по восемь фигур и по во¬семь пешек.
Всего на доске 32 фигуры.
Рассказать детям, как изображают шахматные фигуры в книгах и учебниках (при помощи специальных карточек со схематичным изобра¬жением фигур)
Король: Ў
Ферзь: Ј
Ладья: ¦
Слон: Ґ
Конь: ¤
Пешка: §
После того, как дети познакомились с шахматными фигурами, дайте им бумагу, карандаши – и попросите на¬рисовать свои любимые фигуры.
Прежде чем идти далее, каждый ребенок должен твердо запомнить, как называются шахматные фигуры, уметь отличать одни фигуры от других. Проверить это не всегда легко. Просите детей называть, произносить хором, описывать внешний вид каждой фигуры. 
Лучше всего закрепить пройденный материал в игре. В практической части урока приведены игры и упражнения на закрепление пройденного материала.

2.    Волшебная доска.
На занятии дети знакомятся с новыми понятиями — шахматная доска и шахматные линии, белые и черные поля, их чередование, центр шахматной доски.
При объяс¬нении детям новых терминов - ГОРИЗОНТАЛЬ, ВЕРТИКАЛЬ, ДИАГОНАЛЬ, ЦЕНТР, БЕЛЫЕ и ЧЕРНЫЕ ПОЛЯ, и другие - встретятся в тексте, постарайтесь выделить их интонацией и прочитать помедленнее.
Знакомство с доской можно начать в виде беседы. Дети видят перед собой волшебную шахматную доску, на которой ведутся шахматные сражения. При рассматривании шахматной доски задайте следующие вопросы:
•    Какой формы шахматная доска?
•    Что вы видите на шахматной доске, как она расчерчена?
•    Какого цвета клетки на шахматной доске?
•    Чередуются ли клетки между собой на шахматной доске?
Далее можно подвести итоги беседы: шахма¬тная доска квадратная, она расчерчена на одинако¬вые клетки-квадратики (их всего 64 — 32 белых и 32 черных). Они одинаковые по размеру, но отличаются друг от дру¬га цветом — светлые и темные клеточ-ки. Клеточки называются полями: светлые — белые поля, темные — черные поля. Если вы посчитаете длину и ширину доски, то увидите, что в каждом направлении ее размер — ровно 8 клеток.
Белые поля не всегда бывают белого цвета: на некоторых шахматных досках они могут быть и желтыми, или других оттенков светлых цветов, а черные поля — коричневыми (или другими темны¬ми) тонами.
Обратите внимание детей на то, как располагаются белые и черные поля на шахматной доске. Белые и черные поля чередуются друг с другом: за белым по¬лем идет черное, за черным — белое и т.д. На каждом поле одновременно может находиться только одна шахматная фигура. 
С самого начала следует обратить внимание детей на ее правильное расположение между двумя со¬перниками: справа от каждого игрока угловое поле будет белого цвета. Перед каждым ребенком лежит шахматная доска: попросите проверить, правильно ли она расположена. Разъясните, что «волшебную доску» необходимо хорошо знать, ибо это место будущего сражения двух войск.
  
Познакомьте детей с тем, что в середине шахматной доски нахо¬дится центр, его образуют четыре поля — два черных и два белых. 
Затем покажите центр на демонстра¬ционной шахматной доске; предложи¬те кому-либо из детей показать центр на демонстрационной доске.
 
Начинайте знакомить детей с дорожками шахматной доски, по которым в дальнейшем будут передвигаться шахматные фигуры.
Объясните, что ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ГОРИЗОНТАЛЬ (подчеркните интонацией и предложите хором несколько раз проговорить эти термины), – это любая черно-белая дорожка из восьми полей, которая проходит слева направо. Хорошо, если для знакомства с линией вы подготовите вырезанный из картона шаблон горизонтали. Раздайте каждому ученику такую горизонталь, покажите одну из горизонталей указкой на демонстрационной шахматной доске, нарисуйте горизонталь мелом на классной доске, а ребята должны показать любую горизонталь пальцем на своих шахматных досках. Поля в горизонтали всегда чередуются: белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное или черное-белое-черное-белое-черное-белое-черное-белое. Всего на доске 8 горизонталей. 
Для лучшего запоминания расскажите детям, что го¬ризонтали - это словно этажи у высотного дома.
 
Объясните, что ВЕРТИКАЛЬНАЯ ЛИНИЯ, или ВЕРТИКАЛЬ, – это любая черно-белая дорожка, которая идет от одного партнера к другому. Можно добавить, что это линии, которые идут снизу вверх - как подъезды в высот¬ном доме. Вертикалей, как и горизонталей, восемь. Поля в каждой вертикальной линии также чередуются. Как и при объяснении горизонтали, вы показываете вертикали на демонстрационной доске, рисуете одну из них мелом на классной доске, для наглядности используете шаблон вертикали.
Предложите детям разверните в руках на 90 градусов импровизированную картонную горизонталь - и она превратится в вертикаль. 
 
Познакомить детей с новым понятием диа¬гональ.  ДИАГОНАЛЬ шахматной доски — это любая прямая цепочка по¬лей одинакового цвета, касающихся друг друга уголками. Показать детям шаблоны большой белой и большой черной диагоналей, пояснить, что диа¬гонали бывают разной длины. В самых длинных (больших) диагоналях — по восемь полей. В самых коротких диаго¬налях — по два поля. Можно показать шаблоны коротких диагоналей. Обра¬тите внимание детей на то, что диаго¬нали всегда состоят из полей одинако¬вого цвета. Рассмотрите диагонали на шахматной доске, нарисуйте мелом на доске. Попросите детей показать диагонали разной длины, обратите внимание на их цвет.
 
Необходимо добиться, чтобы дети хорошо запомнили новые понятия и научились уверенно ориентироваться в них. 

3.    Шахматная нотация
Знакомство с «именами» шах¬матных полей.
Посмотрите внимательно на шахматную доску и вспомните, отгадывали ли вы когда-нибудь обыкновенные кроссворды со своими родителями, бабушками-дедушками или братьями-сестра¬ми? Не правда ли, доска чем-то на¬поминает кроссворд? И она име¬ет такие же важные линии. Про¬ведите пальцем по доске от циф¬ры 1 слева направо до другой циф¬ры 1 и по пути сосчитайте, сколь¬ко клеток на этой дорожке. Пра¬вильно, 8 — четыре клетки белого цвета и четыре черного. Теперь проведите пальцем слева направо от одной двойки к другой, потом от тройки к тройке и так далее; сосчи¬тайте, сколько же всего таких до¬рожек на шахматной доске. Они лежат перед вами, как линия гори¬зонта, за которую опускается сол¬нце. Вспомните, как они называют¬ся? 
Горизонтали обозначаются цифрами. Например, 1-я гори¬зонталь, 2-я горизонталь, 3-я гори¬зонталь и так далее до восьми.
Есть на шахматной доске и дру¬гие дорожки. Проведите пальцем от буквы «а» снизу вверх, к другой букве «а». Сколько клеток на этой дорожке? Нетрудно убедиться: столько же, сколько на горизонта¬лях — 4 белого цвета и 4 черного. Эти дорожки как бы стоят перед вами, растут вверх. Найдите ос¬тальные дорожки, проведя паль¬цем снизу вверх, от одной буквы к другой такой же. 
Эти другие до¬рожки, которые на¬зываются вертикали. Они обозна¬чаются первыми восемью буквами алфавита, вот как они пишутся и произносятся:
а — так и произносится «а», в русском алфавите.
b — произносится «бэ», так любит разговаривать барашек.
с — «це», тут часто сидит муха цеце.
d — «дэ», как и русская «д».
е — «е», как и наша «е».
f — «эф»; если быстро повторять «эф-эф-эф-эф», то получи лай маленькой собачки.
g — «же», здесь живут пчелы, которые все время жужжат.
h — «аш»; последняя буква-«лежебока»: любит прятаться в шалаш лежебока буква «аш».
Вертикаль и горизонталь, пере¬секаясь между собой, образуют шахматное поле. Каждое поле-клеточка шах¬матной доски имеет свой адрес: название улицы (обозна-чающееся буквой) и номер дома (обо¬значающийся цифрой) – как в игре "морской бой".
Предложите детям рассмотреть это внимательнее на шахматной доске. Например, левое угловое ноле- это перекресток вер¬тикали "а" и первой горизон¬тали. Поэтому оно обознача¬ется а1 (произносится "а один").
Цель введения нотации не в том, чтобы дети сразу же смогли записывать позиции или партии - это придет почти без дополни¬тельных усилий с вашей стороны. Главное, рассказывая что-либо или показывая любой шахматный материал, вы сможете теперь со-провождать повествование упот¬реблением названий полей, на которых стоят фигуры. Это гораздо удобнее и привычнее для вас, чем тыкать в поля пальцем или указкой, приговаривая: «Какая фигура может пойти вот на эту клеточку?!» 
4.    Начальное положение фигур.
Познакомить детей с новыми понятиями: «начальное положение или начальная позиция», «партия», запомнить правило «ферзь любит свой цвет». 
Для того, чтобы начать игру, надо пра¬вильно расставить на доске на¬чальную позицию фигур. Перед началом партии шахматные фигуры занимают на доске одни и те же места (каждая фигура имеет свое место — свой домик). 
Вместе с детьми начинайте расставлять на доске начальную позицию. Белые фигуры располагаются на 1-й и 2-й горизонталях, черные — на 7-й и 8-й горизонталях.
Начнем с углов. На левое и правое угловое поле ставим белые ладьи - они похожи на башенки. Белые ладьи располагаются на первой горизонтали — ближайшей к партне-ру, играющему белыми, а черные ла¬дьи стоят на последней горизонтали, самой близкой к партнеру, играюще¬му черными. 
Рядом с ладьями поста¬вим коней: белых коней рядом с бе¬лыми ладьями, черных коней рядом с черными ладьями. 
По соседству с ко¬нями расположим слонов. 
В центре между расставленными фигурами ос¬талось два свободных поля — это мес¬та для короля и ферзя. Чтобы не пе¬репутать, куда ставить ферзя, а куда короля, существует правило: ферзь любит свой цвет. Белая ко¬ролева перед началом игры стоит на белом поле, черная — на черном. Запомнив это правило, дети смогут в дальнейшем не оши¬баться, расставляя начальную позицию.
Рядом с ферзем, на последнее сво¬бодное поле, поставим короля.
Спросите у детей, все ли фигуры рас¬ставлены? Оказывается, у нас еще мно¬го маленьких пешек — где же их место перед началом шахматного сражения? Пешек больше всего — восемь белых и восемь черных, они «защищают» свои армии, располагаются в один ряд: бе¬лые пешки перед белыми фигурами, черные пешки — перед черными фигу-рами.
Важно запомнить и такую особенность шахматной игры: каждое поле может быть за¬нято только одной фигурой.
И вот, обе армии к бою гото¬вы!
Правая сторона доски (считая от играющего белыми) называется королевским флангом (независимо от того, где в дальнейшем будут находиться белый и черный короли). Левая сторона доски (считая от играющего белыми) называется ферзевым флангом (независимо от того, где в дальнейшем очутятся белый и черный ферзи). 
Чтобы облегчить задачу малышам, оставьте на большой демонстрационной доске эту позицию. При вашем следующем вопросе, через некоторое время, «хитрые» ребятишки, «подсматривая», научатся пользоваться демонстрационной доской и воспримут важную информацию.
Расставив начальную пози¬цию, расскажите детям о правилах шахматной партии.
Король является главной фигурой каждой стороны. Цель шахматной борьбы заключается в том, чтобы довести его до гибели – поставить королю противника мат. Подробнее об этом будет рассказываться на следующих уроках.
Игра заключается в том, что противники поочередно делают ходы, то есть передвигают ту или иную фигуру с одного поля доски на другое поле согласно особым для каждой фигуры правилам. 
На каждом поле одновременно может находиться только одна фигура. 
Каждым ходом можно передвинуть лишь одну фигуру одного цвета: короля, или ферзя, или ладью, или коня, или слона, или пешку. 
Начинают партию всегда белые. Кому играть белыми, решается обоюдным согласием или жребием (например, вы зажимаете за спиной в кулаки белую и черную пешки и предлагаете партнеру выбор). 
За первым ходом белых следует первый ход черных, затем — второй ход белых и второй ход черных и так далее — до окончания партии. Следовательно, ход белых и черных имеет один номер. Делать два хода подряд ни та, ни другая сторона — ни белые, ни черные — не имеет права.
Войска наступают друг на друга, белые и черные фигуры делают ходы по-очереди. 
Ставить фигу¬ру на поле, которое уже занято фигурой того же цвета, нельзя. Но можно поставить фигуру на поле, занятое фигу¬рой партнера. Если мы делаем такой ход, то мы снимаем с доски его фигуру и ставим на ее место свою. Сбитая фигура выходит из игры. Такой прием называется взятием. В шахматах, в отличие от шашек, взятие фигуры против¬ника не обязательно: можно брать, а можно сделать какой-нибудь другой ход, если мы считаем, что взятие для нас невыгодно.
Каждая отдельная игра называется шахматной партией.

5.    Ладья.
В начале занятия можно вспомнить названия шахматных фигур и расставить на доске начальное положение, затем убрать с доски все фигуры, кроме ладей. Спросить у детей, какие фигуры остались на шахматной доске, сколько ладей и каких.
Предложить детям назвать шахматные поля, на которых стоят ладьи в начальном положении: бе¬лые ладьи стоят на полях «а1» и «b1», а черные ладьи стоят на полях «а8» и «b8».
 
Познакомить детей с новым понятием — ход фигуры. Объяснить, что такое «ход» — это передвижение шахматной фигуры с одного поля шахматной доски на другое. Соперники соверша¬ют ходы по очереди. В начальной по¬зиции первый ход всегда делают белые. За один ход можно передвинуть толь¬ко одну свою фигуру. Чужими фигура¬ми ходить нельзя. Каждая из фигур пе¬ремещается по доске по своим прави¬лам.
У Ладей очень простой ход. Они ужасно прямолинейны: всегда перемещаются в прямом направле¬нии. Где бы Ладья ни находилась, она может пойти на пустой доске от од¬ного поля до четырнадцати, причем все по прямой, но в разные стороны: впе¬ред и назад, вправо и влево по свободным от своих и чужих пешек и фигур полям и линиям, кроме диагональных.
Так, ладья передвигается только по прямым линиям: по горизонталям и вертикалям (вспомнить с детьми, что такое «вертикаль» и «горизонталь»). За один ход ладья может переместиться на любое количество клеток свободной горизонтали или вертикали. 
Показать детям на шахматной доске различные варианты передвижения ла¬дьи из начального положения.
Затем переместите ладью на любое другое поле и также покажите возмож¬ные ходы фигуры (из любого положе¬ния ладья может сделать 14 различных ходов: 7 по горизонтали и 7 по вертика¬ли).
Ладья ходит (и берет фи¬гуры противника) только по пря¬мым направлениям, то есть по горизонталям и вер¬тикалям, в любую сторону на любое количество полей. На диаграмме белая ладья е4 может пойти на обо¬значенные точками поля: а4 или b4, c4, d4, f4, g4, h4, e1, e2, e3, e5, e6, e7, e8.
 
Если на пути ладьи встретит¬ся фигура своего цвета, то перепрыги¬вать через нее (или становится с ней на одном поле) ладья не может. Но если на ее пути встанет неприятельская фигу¬ра, ладья может побить (взять) ее. Взя¬тие выполнятся так: вражеская фигура снимается с доски и больше в этой партии не участвует, а наша ладья ста¬новится на поле, которое занимала по¬битая фигура. ПОБИТЬ или ВЗЯТЬ означает, что шахматная фигура противника снимается с доски и больше в сражении не уча¬ствует. Ладья же становится на место сбитой фигуры. ВЗЯ¬ТИЕ выполняется за один ход. Но взятие в шахматах не обя¬зательно: можно бить, можно не бить.
 На Востоке Ладью ранее называли «рух». По преданиям, рух — огромная пти¬ца, помогавшая героям сказок одолеть врагов. Фигура рух была очень похожа на лодку, ладью, вот ее ладьей и назва¬ли. Теперь шахматная ладья больше похожа на башню, но называют ее по-прежнему.
На диаграммах показа¬но, как производится взятие. Белая и черная ладьи стоят на одной вертика¬ли. При ходе белых белая ладья может побить черную. А если бы в данной по¬зиции был ход черных фигур, то в этом случае черная ладья могла взять белую и занять ее поле.
 
Таким образом, если неприятель¬ская фигура стоит под боем, то ее можно побить. Взятие выполняется за один ход, но оно не обязательно: можно бить, а можно и не бить — это определяет в каждом конкретном случае сам играющий: выгодно ему это или нет.
Поставьте ладьи (белую и черную) на демонстрационной доске на другие поля и предложите детям (по желанию) произвести взятие при ходе белых, а затем, вернув ладьи назад, произвести взятие при ходе черных фигур.

6.    Слон
В начале занятия объяснить детям, что новое занятие посвящено шахмат¬ной фигуре «слон». 
Шахматы возникли много столетий тому назад в древней стране — Индии. А там раньше вое¬вали на слонах. Поэтому это назва¬ние и сохранилось в шахматной иг¬ре, которая тоже является «вой¬ной», только понарошку, т. е. не настоящей. Объясните детям, что когда-то эта фигура вырезалась из слоновой кости (из бивня) в виде миниатюрного, маленького слони¬ка. Но потом ее стали изображать по-иному. И хотя сейчас эта фигура по внешнему виду не похожа на слона, название за ней закрепилось прежнее — слон.
Учитель может сообщить, как она называется в других странах, на других языках. Слон, например, является епископом только в английском. У немцев это — бегун, у французов и болгар-офицер, у югославов — охотник. 
Расставьте началь¬ную позицию на демонстрационной шахматной доске и обратите внимание детей на то, что один из слонов распо¬ложен между конем и ферзем, второй — между конем и королем. Всего на шах¬матной доске 4 слона: два белых и два черных.
Предложить детям на¬звать шахматные поля, которые зани¬мают слоны в начальном положении. Обратите внимание детей, какие это поля по цвету.
Слоны — единственные фигуры в шахматах, которые ходят по полям только одного цвета. Если слон «родился» на белом поле, он до конца партии будет ходить только по белым полям, если же на черном поле — слон навсегда останется «чернопольным». В начальной позиции и у белых, и у черных по одному «белопольному» слону и по одному «чернопольному». Если на доске и у бе¬лых и у черных остались разнопольные слоны, они не в состоянии никогда напасть друг на друга – каждому слону до¬ступна лишь половина доски. 
Познакомить детей с ходом слона. Ходит слон только по диагоналям (можно напомнить детям, что такое диагональ — это любая прямая цепоч¬ка полей одинакового цвета, касаю¬щихся друг друга уголками).
Слоны могут делать то очень малень¬кие шаги, наступая на соседнее поле, то большущие, сразу врываясь в расположение противника. За один ход слон может переместиться на лю¬бое количество полей диагоналями свободных от других фигур (т.е. слон может сам «выбирать» длину хода: пойти ли на одну клетку, на две, на три).
Поставьте слона на одно из цент¬ральных полей и покажите все поля, на которые может пойти слон за один ход (из этого положения он может сделать 13 ходов: 7 по большой диагонали и 6 по другой диагонали).
 
Затем расположите слона на одном из угловых полей шахматной доски. Отсюда он может сделать всего 7 ходов — все по большой диагонали.
Объяснить детям, что слон бьет (вы¬полняет взятие) тоже по диагонали. Правила взятия такие же, как и у ла¬дьи: бить можно только фигуру про¬тивника; взяв ее, слон становится на место побитой фигуры. 
Слон, как и ладья, не перепрыгивает через другие шах¬матные фигуры. Он бьет (вы-полняет взятие) тоже по диагонали. Правила взятия такие же, как и у ла¬дьи: бить можно только фигуру про¬тивника; взяв ее, слон становится на место побитой фигуры.
Напомните, что взятие в шахматах не обязательно – это зависит от желания играющего и от ситуации на шахматной доске во время партии.
Поставьте белого и черного слонов на одной из диагоналей демонстраци¬онной доски и покажите детям, как бе¬лый слон побьет черного при ходе бе¬лых и как черный слон побьет белого при первом ходе черных фигур.
 

7.    Ферзь
В начале занятия сказать детям, что новое занятие посвящено шахматной фигуре «ферзь». Расставьте начальную позицию на демонстрационной доске (можно предложить это кому-либо из детей) и обратите внимание, что в на¬чальном положении ферзь стоит меж¬ду слоном и королем. 
Всего на шахмат¬ной доске перед началом партии два ферзя: один — белый и один — черный. Предложить детям на¬звать шахматные поля, которые зани¬мают ферзи в начальном положении. 
 
С незапамятных времен среди шахматистов бытует поговорка: «Ферзь любит свой цвет!» Это озна¬чает, что до начала игры он рас¬полагается на поле своего цвета. Малыши могут задать вопрос: «Мож¬но сказать, как о слоне — «белопольный ферзь», «чернопольный ферзь»? Объясните, что в шахмат¬ной терминологии такого названия не существует. Слоны ходят по по¬лям своего цвета (поэтому их так и нарекли), а ферзь может переме¬щаться и по полям другого цвета.
Слово «ферзь» произошло от индийского «фарзин», что значит ученый человек, советник.
Ферзь — самая сильная фигура на клетчатой доске, второе лицо в шах¬матном государстве после короля. Ферзи могут ходить и как слон, и как ладья. Взгляните, какой большой выбор полей у ферзя.
 
Ферзю открыты все пу¬ти — и вертикали, и гори¬зонтали, и диагонали. За один ход ферзь переносится через всю доску — от края до края. Например, королю нужно сделать целых семь ходов, чтобы пересечь доску по диагонали из угла в угол, а ферзю на такое путеше¬ствие потребуется всего один ход!
Однако фигура не обя¬зана мчаться на край доски, она может остановиться на любом попутном поле. 
Как слон и ладья, ферзи не перескакивают через другие фигуры. Если на пути встретится фигура противника, можно побить ее, заняв поле, на котором она стояла. (Поставьте белого и черного ферзя на демонстрационной доске и покажите, как белый ферзь побьет черного при ходе белых фигур, и как черный ферзь побьет белого при ходе черных фигур.)
 
Поставьте ферзя на одно из цент¬ральных полей и покажите все его воз-можные ходы (из этого положения ферзь может сделать 27 ходов: 13 - по диагонали, 7 — по вертикали и 7 - по горизонтали).
Затем расположите ферзя на угловом поле и также покажите все его возмож-ные ходы (из этого положения он мо¬жет сделать 21 ход).
 
Обратите внимание детей на то, что ферзь, как и ладья - тяжелая фигура (а слон и конь - легкие фигуры). По мощ¬ности ферзь равен двум ладьям.
Находясь в центре доски, ферзь, как и ладья и слон, становится намного активней, приобретает боль¬шой простор для своих действий, необходимых перемещений. Ферзя очень трудно поймать и уничто¬жить. Сам же он благодаря своей ловкости, подвижности и большой силе легко расправляется с другими фигурами противника. Не случай¬но ферзь оценивается так высоко, дороже всех других фигур. 
В игре его можно обменять на две ладьи; на ладью, слона и пеш¬ку; на ладью и четыре пешки; на двух слонов и три пешки; на двух слонов и одного коня; на двух коней и три пешки; на двух коней и од¬ного слона; на одного коня и шесть пешек; на одного слона и шесть пешек; на ладью, коня и пешку.
Упомяните, что во время игры не следует слишком рано выводить ферзя с исходной позиции, чтобы не потерять его, как наиболее ценную фигуру. За ней тотчас ста¬нут охотиться, чтобы скорей унич¬тожить и тем самым ослабить со¬перника.

8.    Конь
Как всегда, имеет смысл начать занятие с расстановки начальной позиции. Дети уже знают, что именно с этого положения на¬чинается каждая партия. Правда, они пока еще не могут играть. Но привычку ставить каждую фигуру на свое место, «в домик», приучая подопечных к порядку на доске, стоит закреплять.
Повторите с детьми, как называются все фигуры, как они ходят (мы пока не говорили о пешках и о коне). Расскажите, что новое занятие посвящено новой фигуре – коню. Дети могут вспомнить несколько различных вариантов этой фигуры – коняшка, лошадь, конница. Объясните, что у фигуры может быть только одно, шахматное название — конь, остальные неверные, не шахмат¬ные.
Конь — удивительная фигура, способная перепрыгивать через препятствия. Он не такой «быстрый», как ферзь, ладья или слон. Должно быть, королева и ладья ездят на современных ма¬шинах по прямым улицам, а всад¬ник вынужден скакать сам. Это естественно. Более того, проезд по улицам — вертикалям, гори¬зонталям и диагоналям ему за¬прещен. Приходится скакать по бездорожью. Зато никто не сможет закрыть коню дорогу, перегородив улицу на пути его движения.
Может ли ферзь «перелететь» через свою пешку? А через чужую? Правильно. А ладья? Как видите, нет – а вот конь легко перепрыгивает препятствие.
Конечно, за один скачок-ход да¬леко не убежишь, но иногда прыгучесть и неприхотливость коня может выручить в труднейшей си¬туации. 
Давайте поставим все фигуры на место и посмотрим на на¬чальную позицию. Ни одна из фигур, изученных нами ранее, пойти в этом по¬ложении не может, мешают пешки. А кони легко и свободно перескакивают через все фигуры: и свои, и неприятельские — и кроме ска¬кунов на такие лихие прыжки не способен никто. В начальной позиции на шахматной доске четыре коня: два белых и два черных.
Ход коня наиболее труден для изучения. Сначала может показаться, что конь почти не разбирает дороги и прыгает вообще без всяких правил. Ход коня следует показать не-сколько раз на демонстрационной доске, дать побольше упражнений-заданий на закрепление в различных сочетаниях и положениях.
Из всех шахматных фигур только коню дозволяется перепрыгивать через свои и чужие фигуры, как через барьер. Ход коня напоминает букву Г, поворачиваемую в разные стороны (или, например, коротенькую хоккейную клюшку). Конь может совершить «пры-жок» по вертикали (по прямой) на два поля, затем сделать шаг на одно поле вправо или влево (по гори¬зонтали). Или «скачок» по вертикали на одно поле с последующим поворотом под прямым углом по горизонтали на два поля (вправо или влево). 
Можно дать и такое объяснение хода коня: «Через два поля по прямой линии и на одно поле (тоже по прямой) в сторону: прыг, скок и вбок» (прыг — 1-е поле, скок — 2-е поле, вбок — на 3-е поле). Сопровождайте объяснение пока¬зом на демонстрационной доске.
Стрелочками на диаграмме показано, какие прыжки способен совершить конь, стоящий на пустой доске и как он вырывается из плена вражеских фигур (с поля g8). Для коня не существует обыч¬ных преград в виде чужих фигур и пешек, он их попросту перепры¬гивает. 
   
Существует правило, которое по¬может лучше запомнить ход коня: если конь стоял на белом поле, то после правильного хода он непре¬менно встанет на черное поле. И наоборот, с черного поля конь дол¬жен переместиться только на белое.
И еще одно правило, облегчаю¬щее запоминание хода коня: он всегда совершает только 3 шага, ни больше ни меньше, и встает на свободные от своих фигур поля. Ес¬ли же на клетке, на которую приготовился прыгнуть конь, расположилась фи¬гура или пешка противника, он мо¬жет побить их, если ему это выгод¬но, а сам встать на это поле. 
Наверняка поможет ребятам лучше запомнить особенности хода коня и такая задачка-упражнение: со своей исходной пози¬ции, где конь размещается до нача¬ла игры, он имеет возможность пой¬ти на три разные стороны при од¬ном непременном условии, что на доске нет никаких пешек и фигур, Пусть дети покажут эти поля и на¬зовут вслух. А на сколько разных полей-сторон может переместиться конь, если его поставить на середи-ну доски?
 

Первое время детям можно показывать ход коня, последо¬вательно передвигая его на каждую клеточку, квадратик, поле. И толь¬ко потом, когда они твердо усвоят перемещение коня, можно разре¬шить им ставить его сразу на конечную «стоянку». Это делается для того, чтобы ребята запомина¬ли ходы не механически, а осмыс¬ленно. Объясните детям, что конь берет, уничтожает фигуры и пешки противника не по пути движения, не во время прыжка, а на конечной «остановке».
Напомните, что конь – очень под¬вижная, коварная фигура. Его стре¬мительные, неожиданные, лихие ходы-наскоки весьма опасны для противника. Может быть, вам приходилось слышать такое выражение — «надо сделать ход конем». Это значит, надо посту¬пить как-то по-хитрому, как ник¬то не ожидает.
Изучению хода шахматного коня уделите особое внима¬ние. Ребенку непросто освоить ход хитрой фигуры. Поста¬райтесь облегчить ему это: сделайте шаблон «хода коня» из плотной бумаги, ватмана или картона в виде буквы Г.
Клетки — в размер полей вашей шахматной доски. Объяс¬няя ход коня, наложите шаблон одной из клеток, помечен¬ных крестиком, на поле, на котором стоит эта фигура. Тогда расположение второй помеченной клетки укажет одно из полей, куда может пойти конь.
Как вы думаете, конь — сильная или слабая фигура? С одной стороны, он умеет делать то, что не доступно даже ферзю, но с другой стороны — может контролировать или пойти не на столь уж большое число полей. Оказывается, ценность коня примерно такая же как и у слона, т.е. три пешки, хотя, слон чуть-чуть чаще бывает сильнее. Это зависит от позиции.
Из-за примерного равенства, и коня, и слона обычно называют просто фигурами или легким фигурами, в отличие от ладьи и ферзя, которых принято называя по имени, хотя иногда, словно отдавая дань их солидности, называют тяжелыми фигурами.
Находясь в середине доски, конь может сделать восемь разных ходов. Если бы он стоял на краю, то всего 3 или 4. А на угловом поле таких ходов было бы только два!
      
Теперь понятно, почему кони всегда стремятся в центр. Пред¬ставьте себе, насколько трудно сражаться всаднику на узенькой улице и как здорово он чувствует себя в открытом поле или на широкой площади!

9.    Король
Сегодня разговор пойдет о самой главной, самой важной фигуре – о короле. 
В начале занятия скажите детям, что сегодня они будут знакомиться с самой последней из всех имеющихся шахмат¬ных фигур. Предложите детям отгадать, какая это фигура.
Далее расскажите, что король — главная фигура в шахматах, хоть и не самая сильная, но что интересно: без любой фигуры можно играть шахмат¬ную партию, а вот без короля — нельзя! Король бесценный – есть нельзя оценить его стоимость в пешках, нельзя «взвесить» короля на весах. Король — не тяжелая и не слабая фигура, он главная фигура, король — единственная в шахматах фигура, которая не может быть оставлена под бой фигуры противника.
Названия шахматных фигур сформировались в рыцарской Ев¬ропе в средние века. Неудиви¬тельно, что король занимает в Иг¬ре особое место. Воюют две армии, но цель игры — мат — пленение короля противника. Может по¬гибнуть почти вся наша армия, но если наш король «жив», а вражес¬кий пленен, мы выиграли!
Короли внимательно наблюдают друг за другом, руководят дей¬ствиями своих армий. Пока вовсю кипит сражение, они обычно нахо¬дятся вдали от поля боя в своих дворцах или в каком-нибудь на¬дежном укрытии. Но если долгий бой истощил силы воюющих, ко¬роли выходят на подмогу своим армиям. Иногда даже случается, что кроме них на доске не остается никого другого.
Предложите кому-либо из детей рас¬ставить начальную позицию на демонстрационной доске и после этого обра¬тите внимание, что в начальном поло¬жении у белых и черных фигур по од¬ному королю, и что стоят короли меж¬ду слоном и ферзем. 
Шахматный властелин, как и его главный помощник ферзь, переме¬щается и по прямой, и наискосок – в любую сторону. Но в отличие от Ферзя, каждым ходом — только на один шаг. Ему положено руководить сражением, а не драться, как простому пехотинцу. Король должен находиться в самом безопасном месте под надежной охраной своих телохранителей.
Бьет король так же, как и ходит. Он может побить, уничто¬жить любую фигуру соперника, кроме короля, которому объявляет¬ся шах или ставится мат другими фигурами или пешками. Покажите детям, как ходит король, как бьет (на демонстра¬ционной шахматной доске).
Поставьте короля на одно из центральных¬ цент¬ральных полей — из этого положения король контролирует 8 полей.
 
Затем расположите короля на угло¬вом поле — из этого положения король может контролировать только 3 поля.
Дать новое понятие — «атакованное» поле. 
Расскажите детям, что существуют поля, на которые король не име¬ет право ходить, так как эти поля атакуются (контролируются) фигурами противника. Не может король и взять фигу¬ру соперника, которая защи¬щена другой фигурой противника.
Разберите данное правило на магнитной демонстрационной доске.
 
Разобравшись с этим приме¬ром, дети получат первые сведе¬ния о том, чем король отличается от всех других фигур. Король не имеет права подста¬вить свою персону под бой (под удар) неприятельских фигур — не царское это дело. Также король не имеет права становиться рядом (на со¬седнее поле) с другим королем. Запомните: король с вражеским королем не встречается и руки не подают. 
В последующих занятиях нужно время от времени напоминать детям о королевских проблемах и королевских приви¬легиях, пока вы не почувствуете, что правила игры усвоены ими «как следует».
Как атакующая фигура, король доволь¬но слаб. Но королю и не нужно быть сильным. Он — главнокоман¬дующий, который руководит все¬ми остальными фигурами и стара¬ется использовать их силу наилуч¬шим образом.
—    Король не спешит первым вступать в сражение (к этому его обязывает звание командую¬щего, хотя иногда он не прочь схва¬титься с противником сам) и до поры прячется в безопасное место под охраной пешек и фигур, спа¬саясь от шаха и особенно от мата. Но в конце сражения, когда почти все королевское войско перебито, король срочно оставляет все государственные дела, покидает безопасное убежище и личным примером пытается спасти положение. В конце партии король становится очень сильным и опасным.
    

   

10.    Пешка
Именно благодаря пешке, необычным правилам ее дви¬жений и взятий, ее способности превращаться в другие фигуры, шахматы оказались такой инте¬ресной игрой. Пешка ни на кого не похожа. Она отличается от всех фигур еще сильнее, чем кони от ферзей, ладей и слонов.
 Вы еще не забыли, как ходят эти фигуры? Ладьи и слоны ездят хотя и по разным, но неизменно по прямым дорогам. Ферзю доступны все прямые ходы на любое рас-стояние. Поэтому столь велика его сила. Конь скачет наискось, пере¬махивает через любые барьеры, но каждый прыжок его короток. Король движется мерно и неторопливо, как подобает очень важной персоне. Подключите детей к диалогу, за¬давая им вопросы. Задайте и вопросы о пешках:
•    Сколько в начальном положении у партнеров пешек? (по 8 пешек)
•    На какой горизонтали располага¬ются белые пешки? (на 2-й)
•    На какой горизонтали располага¬ются черные пешки? (на 7-й).
Важнейшая деталь: и ферзь, и ладья, и слон, и конь, отправившись в поход, вполне могут вернуться домой или по той дороге, по какой ушли, или по какой-нибудь другой. У пешек все иначе: они назад не ходят. 
 
Ходят они только вперед по одному шагу за один ход. Что та¬кое «вперед» для черной пешки? Это то направление, в котором в начальной позиции стоят белые. У пешки f6 один-единственный ход. Это f6-f5. Ни назад, ни вбок, ни наискось пойти она не может. А на следующем ходу с поля f5 пешка сможет пойти только на f4. И так же с черепашьей скоростью вперед по одному ходу, если ничто не по¬мешает в пути.
Но любая пешка из своего началь¬ного положения может пойти впе¬ред по вертикали на одно поле или сразу на два. Как вам выгодно, так и ходите! Чаще всего в начале игры пешки прыгают на два поля вперед, как кенгуру, а реже ходят на одно поле, как черепахи. 
Прыгнуть на оба поля каждая пешка может только один раз и только из своего началь¬ного положения. Если ка¬кая-либо пешка пошла на одно поле, то в дальней¬шем прыгнуть на два поля она уже не сможет. 
Изобретатели шахматных правил додумались до удивительной вещи: как только пешка наты¬кается на препятствие, она словно бы окаменевает. И из таких окаменевших пешек на доске могут вырасти дома, ограды, крепости, городские улицы. Доска перестает быть гладкой, плоской и неин¬тересной. Она превращается в сказочный мир, в котором и про¬текает вся шахматная жизнь. 
У пешек есть еще одна особен¬ность: они не умеют бить врагов на том поле, куда могли бы пойти, если бы оно было свободно. Стол¬кнувшись с препятствием на своем пути, пешка не в состоянии ни пройти сквозь него, ни обойти его сбоку. 
Продвижение пешки соперника можно остановить, заняв своей фигурой поле на ее пути. Если это случилось, то говорят, что фигура заблокировала пешку.
Все фигуры «убивают» врагов, делая те же самые ходы, какие были бы возможны и при их отсутствии. 
Пешка берет не так, как ходит: движется вперед пря¬мо, а бить может вкось (по диагонали), вправо и влево, и тоже только впереди себя. 
На диаграмме белая пешка е5 застопорена черной, но это не мешает ей при своем ходе побить на выбор ладью или коня. Совершив взятие, пеш¬ка переходит на соседнюю линию и может двигаться дальше только по ней — до нового взятия. 
 
Расскажите детям, что когда у пеш¬ки на дороге — на ее вертикали — воз¬никнет любая другая фигура, то по¬бить, обойти и перепрыгнуть прегра¬ду пешка не может. В таком случае го¬ворят, что пешка заблокирована, т.е. остановлена, и она должна терпеливо ждать, пока дорога не освободится
Объясните детям, как пешка «бьет»: все фигуры как ходят, так же и бьют, а пешки ходят прямо, но бьют наискосок — по диагонали на одно поле, и зани¬мают место взятой фигуры.
Редко какой из них посчастливится продвинуться далеко вперед. Но слу¬чается и такое. С боем, с «синяками» и «шишками», прорвется она до последней линии-горизонтали доски. Тогда наступает самый счастливый миг в ее жизни. В награду Пешке предоставляется право превратиться в любую фигуру, разумеется, кроме Короля! — с важностью подчеркнул Король.— Двух Королей одного цвета в каждом войске не бывает. По¬этому Пешек нужно ценить, беречь, не отдавать без нужды противнику. Хотя их по количеству столько же, сколько всех остальных фигур вместе взятых,— восемь.
Пешка – самая слабая из всего шахматного войска, поэтому она считается за единицу измерения силы фи¬гур. 
Посмотрите: пешка становит¬ся ферзем как вступив на а8, так и взяв ладью или коня черных.
 

11.    Ход пешки, взятие. Взятие на проходе.
Есть еще особое правило — взятие на проходе.
Когда мы знакомились с ходами пешек, мы пропустили одно важное правило, которое называется взятие на проходе. Что же это за правило и в чем его особен¬ность?
Если пешка, сделав ход со своего первоначального места на два шага (белые со второго на четвертый ряд, черные с седьмого на пятый), пересту¬пит поле, которое находится под ударом неприятельской пешки, то эта неприятельская пешка имеет право взять ставшую с ней рядом пешку. При этом бьющая пешка ста¬новится не на то поле, куда сделала прыжок пешка сопер¬ника, а на "битое" поле, кото¬рое было перепрыгнуто.
Разберем пример. 
 
Очередь хода за белыми. Если пойти пешкой a2 на aЗ, то чер¬ная пешка b4, как нам уже известно, при желании может ее там «съесть». Но вы помните, что из начального по¬ложения разрешается пойти пешкой a2 на две клетки, т.е. на безопасное поле a4. Там ее вроде бы никто не тро¬нет? 
   
При этом белая пешка пе¬решла через битое поле aЗ. В ответ на этот ход черные имеют право сбить пешку белых, поставив свою на поле aЗ, словно белая пешка пошла только на одну клетку - до поля aЗ.
Диаграмма 2 после хода черных – они взяли на проходе.
Следует запомнить, что правило "взятие на проходе", во-первых, относится только к пешкам, во-вторых, оно может быть осуществлено только в ответ на двойной ход пешки и, в-третьих, взятие на проходе может быть осуществлено лишь ответным ходом, то есть немедленно в ответ на двой¬ной ход пешки. Ходом позже это правило утрачивается.
Так, например, если в пози¬ции на диаграмме 1 черные в ответ на продвижение пешки белых с поля a2 на поле a4 сделают сначала другой ход, то они теряют право взять на проходе белую пешку "a".
Брать пешку на проходе или не брать - в каждом случае шахматист решает сам. Если он считает, что такое действие будет ему выгодно - он берет на проходе; если же он считает, что взятие на проходе ему не выгодно, шахматист вправе отказаться от взятия.
   
   

© 2007. Все права защищены. Право на текст принадлежит НОЧУ ДОД «Центр развития «Лабиринт». Любое его использование без соответствующего разрешения НОЧУ ДОД «Центр развития «Лабиринт» запрещается.