Ферзь

Самая сильная фигура, самое близкое к королю лицо — конечно же, королева.


Вместо пики носит на голове небольшой круглый шарик.
В русском языке «королева» называется ферзем. Ферзь стоит рядом с королем, готов помогать ему во всем в предстоящем сражении. Вы обратили внимание, на поле какого цвета стоит королева?

С незапамятных времен среди шахматистов бытует поговорка: «Ферзь любит свой цвет!» Это означает, что до начала игры он располагается на поле своего цвета. 
Слово «ферзь» произошло от индийского «фарзин», что значит ученый человек, советник.
Ферзь — самая сильная фигура на клетчатой доске, второе лицо в шахматном государстве после короля. Ферзи могут ходить и как слон, и как ладья. Взгляните, какой большой выбор полей у ферзя.

Ферзю открыты все пути — и вертикали, и горизонтали, и диагонали. За один ход ферзь переносится через всю доску — от края до края. Например, королю нужно сделать целых семь ходов, чтобы пересечь доску по диагонали из угла в угол, а ферзю на такое путешествие потребуется всего один ход!
Однако фигура не обязана мчаться на край доски, она может остановиться на любом попутном поле. 
Как слон и ладья, ферзи не перескакивают через другие фигуры. Если на пути встретится фигура противника, можно побить ее, заняв поле, на котором она стояла.

Обратите внимание на то, что ферзь, как и ладья - тяжелая фигура (а слон и конь - легкие фигуры). По мощности ферзь равен двум ладьям.

Находясь в центре доски, ферзь, как и ладья и слон, становится намного активней, приобретает большой простор для своих действий, необходимых перемещений. Ферзя очень трудно поймать и уничтожить. Сам же он благодаря своей ловкости, подвижности и большой силе легко расправляется с другими фигурами противника. Не случайно ферзь оценивается так высоко, дороже всех других фигур. 
В игре его можно обменять на две ладьи; на ладью, слона и пешку; на ладью и четыре пешки; на двух слонов и три пешки; на двух слонов и одного коня; на двух коней и три пешки; на двух коней и одного слона; на одного коня и шесть пешек; на одного слона и шесть пешек; на ладью, коня и пешку.
Во время игры не следует слишком рано выводить ферзя с исходной позиции, чтобы не потерять его, как наиболее ценную фигуру. За ней тотчас станут охотиться, чтобы скорей уничтожить и тем самым ослабить соперника.