Ценность фигур. Основы стратегии.

Ценность фигур. Основы стратегии. 


  1. При спокойном развитии событий сильнейшей фигурой является ферзь, поскольку он движется в любом направлении и на любое расстояние. Конь примерно равен по силе слону, но зато ладья несколько сильнее слона и явно превосходит коня.
  2. Два коня и слон примерно равны ферзю, а два слона и конь чуть сильнее ферзя. 
  3. Две ладьи по силе превосходят ферзя, но только если они расположены на активных позициях и действуют согласованно. 
  4. Три пешки примерно компенсируют потерю коня, четыре — слона, пять — ладьи и девять — ферзя. Король не может быть взят (мат означает конец игры), поэтому его нельзя оценить. 
  5. Пешка, пересекшая экватор (середину доски), приобретает льготу: при желании она может забрать вражескую пешку после того, как последняя сделает разрешенный в начальной по­зиции «двойной шаг». При этом атакующая пешка становится на воображаемое поле, где была бы пешка, если бы сделала «одиночный шаг», а сама неприятельская пешка снимается с доски. Этот прием называется «взятие на проходе» и действует только сразу после «двойного хода».
  6. Достигнув последнего ряда, пешка обязана уйти с поля боя, оставив вместо себя по выбору играющего одну из фигур того же цвета — ферзя, ладью, слона или коня, независимо от того, какое количество указанных фигур уже имеется на доске. 
  7. Если на доске отсутствуют пешки, а у соперника остается одинокий король, то ему легко объявить «шах и мат» с помощью одного ферзя или одной ладьи, чуть сложнее с помощью двух слонов, очень трудно с помощью слона и коня и невозможно двумя конями. 
  8. «Домик короля» можно разрушить в три приема: сначала фигурной атакой ослабить пешеч­ное прикрытие, затем движением пешек создать брешь в обороне и, наконец, организовать решающий штурм и вторжение фигур. 
  9. Атаку противника всегда можно успешно отбить или ослабить, если аккуратно выменивать атакующие фигуры. 
  10. Не следует вести игру только одной полюбившейся вам фигурой, надо искать такой план действий, при котором фигуры попеременно входят в бой, образуя единый ансамбль в атаке и защите. Целесообразно начинать партию с развития легких фигур. 
  11. На первом этапе обучения пешки вокруг короля желательно не трогать вовсе, зато пешки в центре и на другом фланге полезно толкать вперед, создавая больше простора для своих фигур и отнимая безопасные поля у фигур соперника.
  12. По мере исчезновения с доски сильных фигур роль вашего короля возрастает, так как ему некого бояться. А когда остаются одни только пешки, король смело может (и обязан) идти и атаковать ключевые поля шахматной доски, словом, двигаться в любом направлении: если надо, то к пешкам противника, если надо — на поддержку своих пешек. 
  13. С уменьшением числа фигур возрастает роль пешек, поэтому следует с осторожностью относиться к пешечным разменам.
  14. Пешки сами в силах пробить любую защитную стенку, так что зря отдавать их не стоит. 
  15. Ради скорой атаки можно иногда поступиться пешкой, а в исключительных случаях для выигрыша лишнего хода не пожалеть коня или слона.
  16. Ради вскрытия диагонали для слона или вертикали для ладьи бывает полезно пожертвовать пешку.
  17. Только в том случае, когда можно ясно увидеть позицию с матовым финалом, надо набраться смелости и безбоязненно жертвовать ладью, а то и ферзя.
  18. Не следует продолжать игру в позиции, в которой у вас, по вашей личной оценке, нет реальных шансов на спасение. Лучше поскорее признайте свой проигрыш, поздравьте соперника с победой и тотчас предложите ему сыграть новую партию. Другими словами, не дожидайтесь мата вашему королю.
  19. Изучить дебюты только по книжке невозможно, зато, сочетая практическую игру с изучением теории, можно постепенно понять основные стратегические планы и тактические замыслы, спрятанные за «странными начальными ходами» бесконечного числа рекомендованных учебниками дебютных вариантов, взятых из турнирных партий  известных мастеров и гроссмейстеров.