Советы - принципы развития фигур

Советы - принципы развития фигур 


  1. После хода королевской пешки двигаться могут уже не только кони, но и ферзь, слон, соседствующий с королем, и сам король (разумеется, не сразу все, а по очереди). Король может выйти на одно поле вперед (е2), а ферзь и слон могут передвинуться на любое поле по диагонали.
  2. Королевский конь помимо полей перед слоновой и ладейной пешками может теперь пойти на поле, с которого только что ушла пешка. Если королевский слон в течение всей партии может двигаться только по клеткам белых диагоналей, то ферзь, выйдя на простор, уже может пойти на любое поле в любом направлении. Король в подобной ситуации также имеет право хода в любом направлении, но только на соседнюю клетку.
  3. Разумнее начинать игру пешкой, стоящей перед ферзем (d2-d4); но еще лучше сделать ход королевским конем в сторону центра, заняв поле перед слоновой пешкой.
  4. Если после хода коня двинуть на одно поле вперед коневую пешку (g2-g3), а затем поставить слона на клетку, откуда только что ушла пешка (g2), то вы можете построить очень прочный «домик короля». Черные также могут использовать подобный метод. 
  5. При рокировке в короткую сторону, завершающей построение «домика», король прыгает вправо на две клетки (с e1 на g1), а затем ладья перепрыгивает через короля на соседнее с ним поле (с h1 на f1). Этот ход записывается так: 0-0.
  6. Рокировка в длинную сторону также возможна, если пространство между королем и ферзевой ладьей свободно от фигур и ни король, ни ладья еще не двигались с места. Король в этом случае прыгает с e1 на с1, а ладья с a1 на d1. Ход записывается так: 0-0-0. Но на первых порах безопаснее использовать короткую рокировку.
  7. Соперник не в силах помешать построению «домика короля» и, чтобы пробить ваши оборонительные заслоны, ему потребуется проявить гораздо больше смекалки, настойчивости, воли к победе, фантазии и т.п., чем при столь популярном, но рискованном для начинающих «дебюте королевской пешки» (е2-е4).
  8. Завершив построение крепости для короля, вы можете продвинуть ферзевую пешку на одно поле вперед (d2-d3), чтобы затем смело атаковать соперника пешками ферзевого фланга или даже одной королевской пешкой.
  9. После возведения «домика короля» вам не нужно торопиться вводить в бой фигуры ферзевого фланга: слон и конь активны даже на своих исходных позициях, а угловая ладья должна терпеливо ждать вскрытия горизонталей и вертикалей.
  10. Ферзь также не должен спешить покидать исходную позицию. Ему можно разве что позволить переместиться на соседнее поле, и то лишь в том случае, если понадобится с тыла поддержать марш-бросок королевской пешки.

Все наши советы одинаково хороши как для белых, так и для черных фигур, и, конечно, когда силы сторон войдут в соприкосновение, шахматист сможет сам по своему усмотрению вносить коррективы в эти основные стратегические планы.
Обдумывая выгоду своего очередного хода, всегда держите в уме ценность шахматных фигур. Это поможет вам оценить возникающую позицию и сделать выбор.